На всех станциях Минского метрополитена 6 февраля заработала система «SMS-билет», разработанная компанией «Лайфтех» и с лета тестировавшаяся на двух станциях. Абонентам life:) для оплаты проезда достаточно отправить SMS с текстом «1» на номер 2255. Вскоре к системе подключатся два других оператора.
На открытии системы на станции «Октябрьская» присутствовали исполнительный директор Turkcell (владельца 80 % акций «БеСТ») Сюрейя Джилив, генеральный директор «БеСТ» Исмет Языджы, начальник минского метрополитена Ростислав Юреня, министр связи Николай Пантелей, замминистра транспорта Александр Шишко и начальник транспортного управления Минсктранса Юрий Каравайкин.
Честь перерезать красную ленту досталась директору Turkcell. Вслед за этим все высокие гости лично опробовали новую систему оплаты проезда. Представители оператора отметили, что подобные системы внедрены лишь в нескольких городах Европы.
Оплата проезда через SMS на номер 2255 стоит ровно столько, сколько жетон на метро (на сегодня 3000 белорусски рублей), соответствующая сумма должна быть на балансе абонента, если оператором не предоставляется возможность постоплаты. В ответ на бесплатное SMS приходит сообщение с тремя строчками цифр, только после получения ответа со счета абонента списываются деньги. Четвертой строкой идет код, с помощью которого можно проверить текущий статус билета.
Время ожидания после отправки сообщения-запроса составляет до 5 минут, но, как уверяет оператор, обычно не более секунды. Проверить статус своих билетов можно с помощью сообщения с текстом «stat» или «stat (пробел) <номер SMS-билета>» на тот же номер 2255. Стоимость таких запросов — 100 рублей.
Экран телефона с полным текстом сообщения нужно поднести к считывающему устройству на расстояние 1-2 см. Когда билет считан, на соседнем турникете загорается зеленая стрелка, указывающая направление прохода.
Для оплаты проезда подходит почти любой телефон, даже с черно-белым экраном. Однако не подойдут некоторые «бабушкофоны», способные отображать только две строчки текста. Также могут возникнуть проблемы со считыванием с устройств с разбитыми экранами. Впрочем, как уверяет оператор, устройство считывания способно распознать и распечатанный на принтере, а то и очень аккуратно написанный от руки код.
SMS-билет действителен в течение года с момента приобретения, так что можно смело закупать несколько билетов «про запас». Даже в случае, если телефон утерян, восстановить SMS-билеты (после восстановления SIM-карты) можно через техподдержку оператора по номеру 989.
Воспользоваться кодом можно только один раз, система турникетов связана с базой данных, в которую моментально вносится факт оплаты, отметила Дина Цыбульская, замгендиректора по маркетнгу «БеСТ».
При запуске системы некоторые сложности с проходом возникли у министра связи Николая Пантелея, ведь технология пока в диковинку. Чтобы устройство распознало код, девушки-стендистки порекомендовали прикладывать телефон не вплотную к окошечку, а на некотором расстоянии.
Кроме высоких гостей и журналистов, в первый час работы на станции «Октябрьская» никто не попытался воспользоваться новым способом оплаты, несмотря на все призывы девушек-стендисток. Возможно, в следующие дни минчане станут посмелее.
Все подробности о системе доступны на специальной странице сайта оператора.
Как отметил Александр Шишко, цель Министерства транспорта — ввести такую SMS-систему расчета на всех видах транспорта параллельно с радиокарами и валидаторами. «К примеру, вы можете купить билет на железную дорогу, пересесть на метро и за все платить только так», — отметил он. По его мнению, «умный проезд» можно распространить на всю Беларусь и на все виды транспорта, используя единую SMS-систему и единую радиокарту.
Однако о сроках такой унификации говорить пока рано. «Пока мы только разрабатываем концепцию. Но начинать с чего-то надо, пока работаем с «умным проездом» в наземном транспорте и SMS в метро. Предложений очень много. Но чем быстрее, тем лучше», — добавил он. Также Шишко подтвердил, что будет реализована различная тарификация на бесконтактных картах, возможности «умного проезда» будут использованы максимально. «Главная цель — чтобы пассажир не стоял в очереди, а нажимал на пару кнопок и ехал».
Также пока не определен порядок работы «SMS-билета» в роуминге. По мнению Шишко, к старту ЧМ по хоккею эта задача будет решена, однако для ее решения нужна кооперация белорусских и зарубежных операторов.
Система SMS-оплаты разработана компанией «Лайфтех», IT-партнером мобильного оператора life:), и внедрена при содействии КУП «Минский метрополитен» и Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси. Пока «SMS-билет» доступен только абонентам life:), однако ведутся переговоры с двумя другими операторами, velcom и МТС.
«Планируется, что для этой услуги даже будет один номер для всех операторов», — отметила Дина Цыбульская, замгендиректора по маркетингу ЗАО «БеСТ». Также она пообещала, что со временем появится возможность оплаты проезда сразу двух билетов — для этого, например, нужно будет отправлять цифру «2». По ее мнению, вряд ли другие операторы станут устанавливать свои собственные устройства считывания, считыватели будут едиными.
«МТС ведет переговоры с компанией «Лайфтек», которая занимается реализацией проекта по оплате проезда в метро через SMS. Мы рассчитываем, что вскоре эта возможность станет доступна нашим абонентам», — подтвердила Татьяна Курбат, руководитель PR-группы СООО «Мобильные ТелеСистемы».
После официальной части презентации топ-менеджеры life:) и Teurcell ответили на вопросы журналистов в фирменном магазине life:).
Первым вопросом была окупаемость проекта для оператора. Как утверждает life:), SMS не берутся дополнительные или скрытые выплаты. Прямой финансовой выгоды или моментального прироста абонентов оператор не ожидает, но рассчитывает на повышение имиджа инновационного оператора. Следующим проект life:) станет SMS-оплата парковки.
О финансовых успехах life:) в Беларуси в прошедшем году, а тем более сроках окупаемости «SMS-билета» пока говорить рано:
«Мы не можем сейчас назвать финансовые результаты, они будут доступны через 7-10 дней. Пока можем сказать, что год считаем успешным», — отметил Сюрейя Джилив. По утверждениям оператора, Turkcell уже на протяжении двух лет самая быстрорастущая в Европе группа операторов. «Мы верим в долгосрочные инвестиции. Мне приятно видеть, что мы молодая, но инновационная компания. Это не кратковременный забег, а марафон».
О том, почему одновременно с оптимизмом life:) относительно белорусского рынка уже несколько лет не находится претендентов на покупку госдоли их конкурента МТС, ответил: «Спросите их, я занят своей работой. Но вообще, телеком-бизнес становится прибыльным и постоянно развивается. Не сомневаюсь, что у мобильных технологий тут большое будущее».
Источник: it.tut.by