Казалось бы, ответ очевиден — множество книг, рассказов, фантастических историй повествуют о том, как население спасалось в метрополитене и даже создавало там свою цивилизацию выживших. Однако насколько реальной может быть такая перспектива? Надолго ли хватит пищи, воды, медикаментов спасшимся? Возможно ли создание восполняемых источников продовольствия и энергии в замкнутом пространстве подземки? Это и предстоит выяснить.
Итак, сначала вы услышите протяжный сигнал тревоги, по каналам теле-радиосвязи прозвучит «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». После этого оповестят про ракетно-ядерное нападение, а также дадут несложные инструкции, куда следует поспешить, чтобы выжить. После сигнала у вас будет немного времени, чтобы найти бомбоубежище. Если таковым окажется метро, то именно туда нужно будет бежать в первую очередь — гермозатворы закроются приблизительно через 10-15 минут после оповещения.
В 60-70-хх годах было возведено множество бомбоубежищ, которые подразделяются на классы в соответствии с мощностью взрыва. Метро является одним из таких убежищ. Каждая станция относится к своему классу бомбоубежища в зависимости от глубины залегания. Так, станции, расположенные на глубине около 20 метров, относятся ко второму классу, они устоят в эпицентре воздушного и наземного взрывов мощностью до 10-15 килотонн в непосредственной близости (100-200 метров до края воронки) от убежища.
Станции и тоннели глубокого заложения (более 30 метров) считаются объектами первого класса и выдержат взрыв в непосредственной близости мощностью до 100 килотонн. Следует помнить, что даже если сооружение выстоит под взрывной волной, многометровые сейсмические волны в почве, вызванные взрывом и движущиеся с ускорением в тысячи g, смогут причинить вред людям, уже вошедшим в подземку.
Защитные двери, конструкции входов и вентиляции станций глубокого заложения проектировались с расчетом на давление ударной волны в 0,3 МПа. Для станций неглубокого заложения — цифра в три раза меньше.
В первую очередь от взрывной волны пострадают наземные вентиляционные киоски. Сейсмической волной будут разрушены водонасосы, большую часть тоннелей затопят грунтовые воды. Часть складов будет затоплена. В конечном счете, это приведет к значительному ухудшению санитарных условий и бактериологическим заболеваниям.
Психологическая обстановка будет накалена до предела: массовая истерия многотысячной толпы на небольшом пространстве станции и перегонах также сократит ваши шансы на выживание. Здесь необходимо будет взять себя в руки и двигаться в сторону от эпицентра взрыва. Будет ощущаться острый недостаток воздуха.
Несмотря на запасы продовольствия, воды и медикаментов, ни одно убежище не предполагает многолетнего проживания в нем.
Согласно нормам гражданской обороны время нахождения людей в убежищах зависит от степени радиоактивного заражения местности. Если уровень радиации в зоне расположения убежища через 1 час после взрыва — от 8 до 80 Р/ч, то время пребывания в нем людей составляет от нескольких часов до суток; если уровень заражения от 80 до 240 Р/ч, то срок пребывания возрастает до 3 суток. В случае уровня радиации более 240 Р/ч, необходимо находиться в убежище более 3 суток.
Но ни в одном документе не говорится о годах. К сожалению, это не предусмотрено. Тем не менее, шанс выжить есть…
Источник: vk.com