«Если в городе работает трамвай, значит, в городе есть советская власть», говаривали руководители СССР. В январе 1931 года трамвай в Москве не работал, не ездили ещё ни такси, ни извозчики, а город встал в одной огромной пробке. Тогда и было решено построить московскую подземку.
Московское метро – это не просто транспортный объект, это целый мир со своей историей, легендами и законами. Мы решили собрать несколько интересных, но малоизвестных фактов о столичной подземке.
1. Построить в Москве метро хотели еще в конце XIX века, в 1875 году возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и и Пушкинскую площади до Марьиной рощи. Но до проекта дело так и не дошло. Против выступила церковь. Вот что писал московскому митрополиту Иннокентию один из столичных архиереев: «Возможно ли допустить сию греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию, спустившись в преисподнюю?». Официальной версией отказа от строительства стала экономическая нецелесообразность.
2. Советская власть не хотел отставать от капиталистических держав и озаботилась строительством метрополитена в Москве в первые годы своего существования. Первый проект был заказан в 1921 году у немецкой фирмы Siemens, в 1926 году немцы его исправно сдали заказчику. Он предполагал строительство в Москве 80 станций. Но денег не было, проект остался на бумаге.
3. В первом собственно российском подотделе по проектированию метрополитена работал один человек, других специалистов в СССР не было. В декабре 1931 года подотдел закрыли, а его немногочисленных сотрудников арестовали. В январе 1931 года Москва встала в огромной пробке длинной несколько десятков километров. В городе не ходили трамваи, а москвичи не вышли на работу. Репрессированых специалистов выпустили из лагерей и тюрем, было решено построить метро в Москве в кратчайшие сроки.
4. Плановая экономика и сжатые сроки все время мешали строителям, например, им катастрофически не хватало цемента. Строили, как говорится на голом энтузиазме и даже в складчину. По легенде, один из наших инженеров, отдал в «Метроснаб» одну из двух комнат в коммунальной квартире, где он жил с семьей, в обмен на 100 тонн цемента.
5. Ветку общей протяжённостью 11,6 км с 13 станциями и всем комплексом необходимых инженерных сооружений нужно было построить за три года, никто в мире не делал этого в такие сроки. К строительству подключили комсомольцев. Строить они не умели, с техникой безопасности все обстояло очень плохо, аварии и гибель строителей стали обычным делом. Одна из легенд, гласит, что станция метро «Комсомольская» была названа в честь погибших комсомольцев-строителей, которых завалило во время возведения платформы.
6. Первая линия московского метрополитена была открыта 15 мая в 1935 года и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Метро хотели открыть к «первомаю», но Сталин, прокатившись в московской подземке, решил отложить открытие на две недели. Из-за технической неисправности поезд с вождем на несколько минут остановился в туннеле.
7. Первые билеты в метро были двух цветов: красного (до «Сокольников») и желтого (до «Парка культуры»). На билетах делались пометки о времени выдачи. Купленный билет считался действительным в течение 35 минут. В 1937 году на Международной всемирной выставке в Париже проект станции » Сокольники» был удостоен Гран-при.
8. В годы войны московскую подземку хотели уничтожить. 15 октября 1941 года нарком путей сообщения Лазарь Каганович отдал приказ закрыть метрополитен и в течение трех часов подготовить предложения по его ликвидации . В ночь на 16 октября началась подготовка к затоплению метро: станции минировали, рубили электрокабели, на станции «Динамо» приступили к демонтажу эскалаторов, в депо «Сокол» готовили к эвакуации вагоны. Утром 16 октября 1941 года метрополитен был закрыт, это единственный день в истории московского метро, когда оно не работало. К вечеру 16 октября приказ Кагановича отменили.
9. Вплоть до 1943 года, когда прекратились немецкие бомбежки Москвы и в городе отменили светомаскировку, московское метро исправно служило огромным бомбоубежищем.
За это время в подземке родилось 217 детей, на станциях работали магазины и парикмахерские, а на «Курской» – публичная библиотека.
10. В конце 20-х годов прошлого века, когда столичную подземку только начинали проектировать, специалисты объездили всю Европу и решили строить станции, как в Берлине: пути слева и справа, посередине одна большая платформа. Новые станции московского метро будут выглядеть иначе.
Испанские проектировщики из компании Bustren в 2013 году предложили властям попробовать другую схему: строить один большой туннель с двумя путями и две платформы, расположенные по бокам от путей. Это сэкономит городу деньги и время. Власти согласились, по «испанской схеме» построят станции «Нижегородская улица», «Стахановская улица», «Окская улица» и «Юго-Восточная улица».