Минское метро Проект minsk-metro.net
Янв
30
2015

Как железнодорожный миллиардер Петер Шпулер стал своим в Беларуси

Можно ли отказаться от встречи с Президентом США? Об этом стоит спросить у Петера Шпулера. В конце 2014-ого Белый Дом пригласил СЕО Stadler Rail на встречу с Бараком Обамой, назначенную на начало января. Однако, швейцарский бизнесмена отказался, сославшись на свой плотный график. Тем не менее, удивительного в этом не много. Речь скорее всего шла об активном сотрудничестве швейцарца с авторитарными странами, в особенности Россией. А швейцарский бизнес давления на свою персону никогда не любил.

Петер Шпулер и Александр Лукашенко

Тем временем, только за 2014 год Петер Шпулер встретился с Александром Лукашенко три раза. Причина проста: для руководителя Беларуси Петер Шпулер – самый любимый иностранный инвестор последних лет. Он ставится в пример добросовестного бизнесмена, с ним связаны надежды на привлечение новых западных инвесторов в Беларусь. Этот год начался не менее оптимистично.

Неожиданные перспективы Беларуси

Молниеносный рост швейцарского франка в начале 2015 года ошеломил многих. Жители стран Восточной Европы, скажем, той же Польши и Хорватии, часто брали кредиты привязаные именно к этой валюте. А теперь они не знают как их отдавать. Неприятности появились и у российских государственных корпораций – их долг увеличился на $500 миллионов. Рост был вызван неожиданным решением Центрального банка Швейцарии отвязать франк от евро, в результате чего национальная валюта подорожала почти на 20%.

Пока швейцарские бизнесмены-экспортеры отходили от удара, Петер Шпулер подготовил запасной вариант: «Единственная вещь, которую мы можем сейчас сделать – это перенести нашу производство за границу. В другом случае у нас не будет шансов, мы не получим заказов».

А вот новому заводу «Штадлер-Минск» в Фаниполе, который и так загружен работой, такой расклад только на пользу. С момента открытия предприятие занято большим заказом для «Аэроэкспресс» (около $ 800 миллионов) – российского пасажироперевозчика в аэропорты. Кроме 25 двухэтажных электричек для россиян, в конце 2014-го Фанипольскому заводу добавился заказ ещё на 9 поездов последней модели «Flirt Intercity» для Швеции. Не удивительно, что Лукашенко очень гордится этим проектом и повсюду ставить в пример Петера Шпулера.

Электропоезд ЭШ2

Однако в Беларуси Шпулер не просто открыл производство, но и подмял под себя рынок. Партнерство с «Белкоммунмашем» рассматривалось в начале как равное, на деле же в Stadler Rail ушло большинство квалифицированных кадров из Белкоммунмаша. В дополнение, новый завод забрал главные сферы БКМ – производство троллейбусов и трамваев. Таким образом, Шпулер стал самым крупным производителем троллейбусов в мире, а для белорусского предприятия пообещал найти швейцарского инвестора в сфере коммунальной техники.

Вскоре был заключен договор и с минском метро – планируется, что штадлеровские поезда поедут там уже в 2016-м. О белорусской железной дороге говорить вообще не приходится: новые электропоезда поставляются там буквально ежегодно.

Поезд Stadler

Борьба за рынки

Такой агрессивной политики Шпулер придерживается и на других рынках. Как результат, капитализация Stadler Rail за последние пару лет увеличился в несколько раз до $3 млрд, а компания из нишевого игрока на рынке железнодорожного транспорта превратилась в одного из самых динамичных производителей.

Одним из источников роста компании стал успех на рынках бывшего СССР. Шпулер, собственный капитал которого оценивают в $2,5 млрд, давно хотел выйти на рынок России. Попытка создать совместное производство с Трансмашхолдингом в 2011-м ничем не закончилась. Тогда, заручившись поддержкой Лукашенко, он решил создать завод в Беларуси и победил в тендере для «Аэроэкспресса».

Показательна ситуация конца 2014-го. С экономическим кризисом в РФ, российская железная дорога сразу стала снимать с маршрутов уже куплены в Германии поезда Siemens Desiro «Ласточка». В бюджете корпорации не было денег на их обслуживание. Планы дальнейших закупок и производства в России сразу заморозили. Пошли слухи, что контракт со Stadler также будет пересмотрен. Однако через неделю в совместном заявлении партнеры заверили, что не собираются отказываться от своих планов.

Шпулер не только сохранил существующие контракты, но и собирается в наступление. Он подписал с главой московского оператора общественного транспорта предварительный договор на поставку 900 белорусских трамваев «Метелица» на почти $ 1 млрд. Тендер ещё не начался, а пробные экземпляры уже отправляют на проверку в Россию.

Не чурается авторитарных лидеров

Помимо Беларуси и России, Петер Шпулер нашел подход и к Ильхаму Алиеву в Азербайджане. Схема весьма напоминает белорусскую: туда сначала поставят несколько партий комфортабельных вагонов для поездов, а потом обсудят возможность строительства сборочных цехов. Сейчас уже идут разговоры и о поездах для Бакинского метрополитена.

Петер Шпулер и Ильхам Алиев

За такие отношения с авторитарными режимами Петеру Шпулеру достаётся и от родной прессы. Однако на подобные выпады он отвечает просто: «Я не произвожу поезда для диктаторов, я произвожу поезда для народа. Я не могу позволить, чтобы мои политические взгляды мешали бизнесу, который я возглавляю».

Несмотря на «спорных» партнеров,  швейцарцы любят Шпулера  и  уже три раза называли его бизнесменом года (2008, 2011, 2014г.). Очевидно, он воплощение нейтрального швейцарского подхода к делу. Для Беларуси такой инвестор также только на пользу – власти получили современное производство, а белорусы — общественный транспорт европейского уровня.

Источник: ideaby.org

Оставить комментарий