Первые поезда открытия московского метрополитена 15 мая 1935 года состояли из вагонов серии «А». Подобные вагоны, выпускавшиеся Мытищинским вагоностроительным заводом с 1934 по 1939 год, использовались для перевозки пассажиров вплоть до 1975 года.
В настоящий момент вагон №1031, который использовался в Московском метрополитене как дефектоскоп, находится в электродепо «Красная Пресня», а вагон №1 с оригинальным салоном находится на территории депо «Измайлово». Во время СССР данный вагон был настоящим музеем на рельсах, внутри были развешаны стенды и плакаты, а уже после распада Союза вагон №1 принимал участие в съёмках множества кинофильмов. После десятилетнего простоя в электродепо с запретом покидать его пределы, было принято решение о его капитальной реставрации.
2. В электродепо «Измайлово» рядом стоят несколько разных поколений вагонов: Еж, Русич и «А».
3. Оригинальные поручни снаружи вагона.
4. Скорее всего эту эмблему наклеили уже во время съёмок кинофильмов.
5. Кузов вагона «А» имеет цельносварную конструкцию. Интересно, что несущими частями его является рама, каркас и сама обшивка вагона.
6. Внутри салона.
7. Изюминкой вагонов серии «А» был особый материал — линкруст. Он был изобретён в 1877 году Фредериком Уолтоном, который также изобрёл и линолеум. При изготовлении линкруста на плотную тканевую или бумажную основу наносится тонкий слой пластмассы из природных материалов или алкидных смол с наполнителями. Из-за возможности глубокого тиснения и износостойкости линкруст сразу же привлёк внимание многих декораторов того времени.
8. Форма поручней и их способ крепления к торцевым боковинам сидений тоже весьма своеобразный.
9. Первоначально в вагонах серии «А» не было мягких сидений, а люди сидели на деревянных лавках, похожих на лавки в старых электричках.
10. Оригинальные светильники в салоне вагона.
11. В салоне ещё остались остатки креплений для музейных стендов, не работает освещение и много других неисправностей. В ходе реставрации планируется исправить всё это, восстановив по-максимуму.
12. Кабина машиниста. Можно подумать, что это руль, но сам машинист вручную никуда поезд не поворачивает, за него это делают рельсы и путевые стрелки. Все очень просто: колесо с рукояткой это ручной тормоз.
13. Набор скорости и торможение осуществляется с помощью такой ручки.
14. Два вагона соединялись в секцию, в каждом вагоне которой имелась кабина управления. С правой стороны размещалось рабочее место машиниста, а с левой стороны — начальника поезда.
15. А на соседних канавах депо стоят уже современные составы типа «Русич».
16. Всё равно все прислоняются.
17. Карта метро 1979 года.
18. Вид на вагон «А» из кабины Русича.
19. Стоп кран выглядит весьма необычно, тем более на фоне линкруста.
20. Ходит легенда, что однажды, при закрытии дверей вагона, советскому руководителю строительства метро Лазарю Кагановичу, случайно защемило ногу. Поэтому, сразу после случившегося, конструкторы внесли в модель изменения в виде небольшого пространства с дополнительными резиновыми прокладками.
21. Вид с торца.
22. Электрическое оборудование проектировалось и изготовлялось на заводе «Динамо», а кузова и тележки строил Мытищинский вагоностроительный завод.
23. Все моторные вагоны типа «А» имели по четыре тяговых электродвигателя, развивавших мощность в 153 кВт при напряжении в контактной сети 750 Вольт.
24. В идеале хотелось бы довести реконструкцию каждого вагона до состояния, когда он самостоятельно сможет выходить на линию.
Источник: martin.livejournal.com