Минское метро Проект minsk-metro.net
Янв
25
2018

Метро мое. Машинист электропоезда — о режиме работы в подземке и нештатных ситуациях

Психологическая устойчивость. По мнению машиниста Минского метрополитена Алексея Кожемяко, это главное качество, которым должен обладать машинист электропоезда метро.

Сложностей с выбором профессии не было. Отец Виктор Васильевич до сих пор трудится в службе сигнализации и связи метрополитена. Дед Василий Михайлович многие годы отдал Белорусской железной дороге. Семья подсказала наиболее привлекательное направление деятельности — машинист электропоезда подземки.

Именно эту специализацию Алексей определил для себя еще во время учебы на техника-электромеханика в Минском колледже электроники. После службы во внутренних войсках МВД пошел на курсы. Девять месяцев изучения теории в Минском колледже железнодорожного транспорта и практики на линиях метро пролетели как один день.

 В группе выпуска 2003 года было 18 человек, — рассказывает Алексей. — Сегодня из них в метро трудится в лучшем случае половина. Столь значительный отсев, думаю, обусловлен спецификой работы. Машинист электропоезда, в отличие, к примеру, от водителя автобуса или трамвая, действует в условиях более жесткой интенсивности движения. Да и за ним не сто-двести, а полторы тысячи пассажиров. Столько и даже больше в часы пик вмещают пять вагонов электропоезда. И доставить их к каждой станции необходимо не в минутных, а в секундных интервалах. В случае кратковременной задержки (10–15 секунд) ставлю в известность диспетчера. Машинист управляет составом, выдерживает регламент скоростного режима, следит за путевыми сигналами, посадкой и высадкой… И постоянно надо оценивать общую обстановку как в тоннеле, так и на станции, что требует большой концентрации внимания. Уверен, главное качество, которое должно быть у машиниста, — психологическая устойчивость. Необходимо, конечно, и крепкое здоровье, подразумевающее в том числе хорошее зрение, острый слух и быструю реакцию. Поэтому машинисты ежегодно проходят комплексную медкомиссию, а ежедневно перед сменой — медосмотр. И каждые три месяца проверяют теоретические знания.

За 14 лет работы на Автозаводской линии метро А. Кожемяко уже дважды признавали лучшим машинистом среди почти 350 коллег.

Случались в его практике и нештатные ситуации. Однажды на станции «Первомайская» пришлось включить экстренное торможение состава перед перебегавшим с перрона на перрон человеком. В другой раз Алексей, по сути, спас неадекватного мужчину, неизвестно как оказавшегося в тоннеле. Усадил его в первый вагон, а на ближайшей станции передал в руки милиции.

 Режим работы у машинистов своеобразный, — отмечает Алексей. — Смена длится 6-7 часов 5-6 дней в неделю. Причем в течение смены можем поменять 2-3 электропоезда. Между пересадками с поезда на поезд, обычно в линейном пункте станции «Купаловская», предусмотрен прием пищи, на что отводится 20-30 минут. Есть там и комната отдыха, в которой можно поспать между близкими сменами. Самая сложная для машинистов электропоезда, пожалуй, станция «Каменная Горка». Там всегда много людей, в часы пик иногда сложно закрыть двери состава, что, естественно, затрудняет соблюдение графика движения. Кстати, максимально допустимая скорость в тоннеле — 80 км/ч.

Алексей уже наслышан о технических новшествах, которые планируется внедрить на строящейся третьей линии метро. Защитные экраны на перронах и автоматическое ведение составов призваны на более высоком уровне обеспечить безопасность пассажиров и облегчить труд машинистов. Но, по мнению собеседника, роль последних все равно останется главной.

Лучший способ восстановить силы в выходные и отдохнуть для Алексея — рыбалка. Есть излюбленные места на Припяти. Чаще всего отправляется на реку с друзьями. Иногда компанию составляет супруга Дарья, которая работает в Белорусском государственном университете культуры и искусств.

Справочно

  • В 2017 году услугами Минского метрополитена воспользовались 284,2 млн пассажиров, в том числе на Московской линии — 164 млн, на Автозаводской — 120,2 млн.
  • В среднем за сутки подземка перевозила 778,5 тыс. горожан и гостей города.
  • Пик перевозок в метро пришелся на октябрь — 28,3 млн пассажиров, а наименьшим этот показатель был в июле — 19,7 млн.
  • Среди станций Автозаводской линии, как и в целом по метрополитену, уверенно первенствует расположенная в спальном районе «Каменная Горка» с ежедневными 59,2 тыс. пассажиров. Вторая по посещаемости — «Могилевская» (40 тыс.), третья — «Немига» (36,1 тыс.). Традиционно на этой же линии самые низкие показатели пассажиропотока у «Купаловской» — 5,6 тыс. — и «Первомайской» — 8,5 тыс.
  • Самыми востребованными станциями Московской линии вновь стали «Площадь Ленина», «Площадь Якуба Коласа» и «Уручье», где зафиксировано 56,6 тыс., 47,6 тыс. и 46,8 тыс. пассажиров в сутки соответственно. Сравните с «Грушевкой» и «Михалово» — 13,9 и 14,5 тыс. соответственно.
  • В новогоднюю ночь с полуночи и до 4:00 поезда метро перевезли 60 тыс. пассажиров, а через турникеты станции «Немига», выводящей минчан к площадке массовых гуляний у Дворца спорта, прошли около 15 тыс. человек.

Источник: Минск-Новости

Оставить комментарий